Витте С.Ю.

Родился 17(29)6.1849, Тбилиси, умер 28.2(13.3).1915, Петроград.
Русский государственный деятель. Родился в семье крупного чиновника. Окончил в 1870 физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса). В том же году назначен начальником движения Одесской железной дороги, в дальнейшем (около 20 лет) работал в частных железнодорожных обществах. Долголетняя служба способствовала формированию Витте как финансиста и государственного чиновника. В 1883 вышла его книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», принёсшая ему широкую известность. С 1889 директор департамента железных дорог министерства финансов; с февраля 1892 министр путей сообщений, а с августа 1892, в связи с отставкой И. А. Вышнеградского, министр финансов. Витте оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства. Активно содействовал развитию российского капитализма и пытался сочетать этот процесс с укреплением царской монархии.
По его инициативе осуществлены крупные экономические мероприятия: была введена винная монополия (1894); сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и развёрнуто железнодорожное строительство (90-е гг.); осуществлена денежная реформа (1897), согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото. Политика форсирования экономического развития, которую проводил Витте, была неразрывно связана с привлечением иностранных капиталов в промышленность, банки и государственные займы, что облегчалось протекционистским тарифом 1891 и политическим сближением с Францией. В 1894 и 1904 были заключены таможенные договоры с Германией. По инициативе и под председательством Витте 22 января 1902 создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. В его программе аграрных требований намечены положения, использованные впоследствии П. А. Столыпиным. Местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землёй к подворному.
Сергей Юльевич стремился противодействовать политике Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. При его участии заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии. Витте, считая преждевременным военный конфликт, выступал за соглашение с Японией. Это в значительной мере определило резкие расхождения политики В. с внешнеполитическим курсом Николая II и «Безобразовской кликой». В августе 1903 он получил отставку с поста министра финансов с назначением на пост председателя Комитета министров. Возглавлял делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 с Японией, за что получил графский титул. С октября 1905 по апрель 1906 возглавлял Совет Министров. Во время Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 настоял на программе уступок буржуазии, нашедшей своё выражение в Манифесте 17 октября 1905.
Однако Витте оказался слишком «левым» для основной массы дворянства и верхушки правящей бюрократии и слишком «правым» для буржуазно-либеральных кругов октябристско-кадетского толка. Он подал в отставку, которая была принята 16 апреля 1906. Последние годы жизни провёл в Петербурге и за границей. Оставаясь членом Государственного совета, В. принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого был до самой смерти. В 1907—12 Витте написал «Воспоминания», представляющие значительный интерес для характеристики политики царского правительства.

рукав начало страницы

рукаобратно

 
       
   
       
   
 
 
Используются технологии uCoz